В минуту видения, я увидел, что "Каждый человек сам ответственен за свои эмоции".
И было хорошо. Затем видение пропало, и я уже не мог точно вспомнить, почему так решил. Но память о том, что это так осталась.
Поэтому, зная ответ, я решил разобраться (но не подогнать решение), как он так получается.
Поискал в Интернете, и вышел на Контроль. Вот и краеугольный камень, на котором зиждется, если идти логически, а не путем видения, моя мысль об эмоциях:
"Мы несем ответственность за что-то в той степени, в которой контролируем это что-то".
Мне данное утверждение видится неопровержимым. И я готов и хочу услышать возможную критику этого утверждения про ответственность и контроль.
Пока пойду дальше. В самом деле, как мы можем нести ответственность за что-либо, если не контролируем это? Если Иван Федорович украл кошелек у Сергея Никитича в Нижнем Тагиле, тогда как мы находимся в Москве и не являемся чиновником, определяющим способы профилактики преступлений, то несем ли мы ответственность за этот поступок Ивана Федоровича? Нет.
Правда, если исходить из принципа, что "Все связано со всем", то какую-то долю ответственности все же несем. Мы выкинули мусор мимо урны, гость столицы Петрович увидел валяющийся мусор, рассказал по возвращению о том, что творится в столице своему другу Ивану Федоровичу, у того слегка упала вера в человечество и он решился на то, о чем давно думал - украсть кошелек у Сергея Никитича. В этом смысле, мы, живущие в Москве, тоже несем ответственность за поступок Сергея Никитича из Нижнего Тагила. Но чтобы определить нашу меру ответственности за его поступок, нужно определить нашу меру контроля над его поступком.
Пойдем более явными путями. Если кто-то отрежет мне уши, то будет ли он нести ответственность за это? Опять же зададимся вопросом, насколько он контролировал сие деяние? Скажем, если он сделал это, когда я спал, или тем более накачал меня наркозом так, чтобы я спал, а он т.о. берет мой сон под свой контроль, то несет и в большой степени. Но не полной. Ибо я во-первых, САМ пустил его в дом зачем-то. А во-вторых, САМ позволил накачать себя наркозом. Если же человек нанял мордоворотов, чтобы контролировать меня физически, взломал дверь, чтобы контролировать свой доступ к моим ушам, и затем отрезал мне уши, то получается, что контроль за этим процессом в очень сильной степени находился в руках данного злодея. И потому степень его ответственности за деяние велика. Хотя и не стопроцентна. Ибо под моим контролем было уехать предварительно куда-нибудь в этот день. Так мог бы поступить человек, прислушивающийся к своей интуиции.
Теперь о возможных играх в этой среде. К примеру, Берн так описывает игру под названием "Тупик": "В несколько ином виде "Тупик" является семейной игрой, в которой участвуют и дети. В этой игре в тупик загоняют ребенка: что бы он ни сделал, все оказывается плохо. Г. Бейтсон [Г. Бейтсон - известный современный американский психолог и психиатр.] и его школа полагают, что это состояние может стать важным этиологическим фактором возникновения шизофрении. В терминах нашей теории шизофрения может быть тем антитезисом, который ребенок противопоставляет игре "Тупик". Т.е. родитель ставит ребенка в логический тупик: "Как бы ты ни старался выполнить мою просьбу, все-равно будет плохо. А нужно, чтобы хорошо".
Слачай первый. Мама говорит ребенку, чтобы он вымыл пол, но каждый раз оказывается недовольна результатом. Почему? Может быть дело в том, что ребенок не старается. Может быть в том, что он физически пока не способен выполнить просьбу на требуемом уровне качества (грудничок, например). А может быть, мать ведет нечестную игру, на самом деле попутно еще и соревнуясь с ребенком. (Это бывает у неуверенных личностей). И если она признает, что ребенок выполнил ее задание хорошо, то ей придется признать, что он в этом смысле уже самостоятелен. А признавать не хочется, поэтому что-нибудь да не так. Придирки. (За необоснованными придирками всегда лежит второе дно).
Приведу и второй случай (оба случая, кстати, - реальные случаи из жизни). Родитель играет с ребенком в карты. Но если ребенок выигрывает, родитель расстраивается и... небольшое время спустя находит причину, чтобы наказать ребенка. В случае, если ребенок проигрывает, такого не происходит. Это та же самая игра. Апогеем было бы (к счастью такого в реальности не было), если бы ребенка наказывали и за отказ играть в карты. Видимую причину-придирку придумать легко. Например: "Ты не хочешь со мной играть? Значит ты меня не любишь. И потому будешь наказан".
Если ребенка за отказ от игры не наказывают, то он выбирает не играть в такие, кажущиеся нечестными ему игры. Он не желает принимать на себя ответственность за огорчение родителя в случае проигрыша последнего. И сам постоянно огорчаться от проигрыша тоже не хочет.
И в первом, и во-втором случаях родитель воскладывает на ребенка ответственность за свои эмоции. "Если ты вымоешь пол хорошо, я почувствую себя плохо" и "Если ты выиграешь у меня в карты, я огорчусь".
Кто несет ответственность и в какой мере за эмоции человека? В т.н. пунктах спецификации целей в НЛП есть такой пункт: "Находится ли желаемая цель под вашим личным контролем?" Подразумевается, что вы сами можете сделать только то, что контролируете же сами. Если вы что-то не контролируете, то можете лишь сделать все, чтобы тот, кто контролирует помог вам. Т.е. можете лишь сделать все, что сами контролируете. В мере контроля над желаемой целью, мера вашей ответственности за ее достижение. Если вы поставите цель, чтобы кто-то сделал что-то, то эта цель не находится под вашим контролем, но под контролем этого кого-то. И контролировать такую свою цель вы можете настолько, насколько контролируете этого кого-то. Но если вы поставите себе цель самому сделать все, чтобы этот кто-то захотел оказать вам такое одолжение, то это находится под вашим контролем. Действительно только от вас зависит сделаете ли вы все, чтобы этот человек захотел. Да, он все-таки может не захотеть. Потому, что это его жизнь. Но вы можете сделать все (от вас зависящее), чтобы создать условия, в которых человек захотел бы.
Под чьим контролем находятся ваши эмоции? Повторю: ваши!
<Статья не закончена>
27.10.08
Андрей Осминин
---
Обсуждабельно.