Видеть...

Объявление

НЕ ограничивайте себя лишь участием в чужих темах. Создавайте свои! У каждого есть, и что спросить, и чем поделиться, и увлечение. Спросите, и может быть кто-то подскажет ответ. Поделитесь, и кому-то, возможно, это будет полезно. Расскажите о своем увлечении - может быть это интересно и другим.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Видеть... » Любые разговоры » Гордыня изменила Люцифера


Гордыня изменила Люцифера

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Надменность - проявление в характере заносчивости и показной гордости. И то, и другое - защитные наряды эго в присутствии других людей.

Такое демонстративное проявление Я многое рассказывает о человеке, женщине или мужчине и его идее о себе. Надменность должна показать, что остальные ему не ровны, и он не намерен расшаркиваться перед ними. То есть они для него не авторитеты, и он не позволит им никакой близости с собой, показывая: "Держись от меня на расстоянии".

Для чего так много показного? Таким способом маскируется и компенсируется внутренняя нужда во внимании окружающих и уязвимость. Но как только другой человек направляет внимание на того, кто в нём так нуждается, входит обусловленное рацио надменности. Оно считывает другого человека, и если тот не занимает достойную ступень в социальной иерархии и не является для него авторитетом, рацио надменного считает, что внимание ему не оказывают, а подают. Таким вниманием, протянутым ему, "достойному" от "недостойного", надменность не намерена удовлетворяться. Такое внимание или игнорируется или демонстрируется заносчивость, указывающая другому человеку на его социальное место, в попытке проучить его холодом. Мол, никакой вольности, никакого панибратства, никаких чувств: "Я для тебя  недосягаем!".

Надменный служит богатым, проявляя все виды социального конформизма, лести и угодничества, только требуя в том или ином виде обязательств по отношению к себе, что от их стола крохи богатства, славы и власти перепадут и его столу.

Превосходство - устремленность превосходить и превзойти других, внутренне соревнуясь и соперничая с ними ради того, чтобы предпочитали и возвышали. Здесь болезненный акцент делается на возвышения себя в глазах тех же людей, соперничество с которыми не даёт покоя, безмерно заботит и бесконечно преломляется в восприятии того, кто хочет превосходить других. Их достижения и возможности колют ему глаза, заставляют сильнее биться сердце в страхе, что его опередят, что они сильнее, красивее, способнее. И ему приходится их догонять и перегонять, но только в совершенствовании собственной идеи о себе, постоянно шлифуя новую грань своих возможностей в этой самой идее. Начиная мнить о том, насколько он или она умнее, выше, красивее, мудрее и тому подобное, этот мнимый диалог человек начинает вести бесконечно. Изо дня в день человек превосходства мысленно доказывает самому себе и всему миру, хотя мир об этом и не подозревает, свою состоятельность.

Устремляясь во внешнее, он бежит вслед за другими, лишь бы не отстать в социальной гонке и не потеряться, но при этом делает вальяжный вид, будто не только не бежит, но даже не идёт за другими людьми, потому следовать за другими - ниже достоинства человека превосходства. Мол, пока они пытаются чего-либо достичь, он всё это уже имеет. Смысл превосходства - быть на виду, быть выше других, а главное, чтобы другие не теряли из виду, предпочитали и возвышали.

Высокомерие - разыгравшее воображение относительно себя самого в силу идеи о себе, выращенной самомнением и самонадеянностью. Высокомерие не знает, как вести себя с другими, потому что однажды, при тех или иных обстоятельствах была утрачена естественность. С тех пор на людях этот человек, отражаясь в их глазах, так и норовит внутренне вытянуться, привстать на цыпочки. Высокомерие выделывает, отражаясь в присутствии других людей, неуправляемые па - оно гордится, зазнается, чванится, становится надменным ради того, чтобы в идее о самом себе человек оставался всегда лучше, выше и достойнее прочих.

www.tomalogy.org

2

Гордость – желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя.

Во внешнем поведении человека гордость проявляется двояко. Практически любой видимый грех, который совершает человек, является проявлением гордости по следующим причинам. В каждом человеке заложено чувство справедливости, которое по сути своей является субъективным ощущением соразмерности между достоинствами человека внутренними и внешним воздаянием за них. По устройству своему человек никогда не претендует во внешнем мире на то, на что внутренне не считает себя имеющим право. Поэтому чем интенсивнее выражена в человеке гордость, тем на большее он считает себя имеющим право и, не колеблясь сомнениями, добивается осуществления этих своих прав. Очевидно, что такое отстаивание своих прав влечет за собой проявление любого мыслимого греха или их сочетаний. Святые отцы считают гордость стволом древа греха, на котором ветвятся и от которого произрастают все мыслимые прегрешения. Да и возникла гордость ранее всех прочих грехов, причиной которых явилась как в мире духовном, в котором сатана решил возвеличиться и царствовать, отделившись от Бога, так и в мире человеческом, где Адам через Еву соблазнился возможностью быть как боги, ведающие добро и зло в их окончательном значении, то есть знать заранее и несомненно, к каким результатам приведут те или иные поступки. Таким образом, наличие любого вторичного греха несомненно свидетельствует о первичном наличии в человеке гордости если не в рассуждениях, то в ощущениях и в отношении к окружающему. В этом легко убедиться, попытавшись выяснить у любого человека: по какому праву он претендует на те или иные внешние блага и удовольствия? Но, помимо вторичных проявлений гордости, существуют ее непосредственные проявления, которые, к сожалению, большинством людей расцениваются как проявления положительных качеств. Так, например, прямым проявлением гордости является желание всем сделать хорошо, что возможно только, если ты сам являешься источником блага. Всевозможные философские системы, как признающие существование Бога, так и атеистические, объясняющие по человеческому разумению цель и смысл мироздания, также являются проявлением гордости их создателей, поскольку иллюзорно приобщают их к самостоятельному пониманию промысла Божьего и тем как бы уравнивают их с Богом. Желание уравняться с Творцом проявляется в желании улучшить или исправить окружающий мир, природу, поскольку уже самим этим желанием обнаруживается признание себя способным сделать мир лучше, чем он сделан Создателем. Идеальное выражение эта тенденция нашла в словах Гельмгольца : “Если бы я был Господь Бог, я бы устроил человеческий глаз гораздо лучше”. Естественно, такое отношение резко отличается и от доброжелательности в отношении к людям, и от разумного, бережного, благодарного пользования природными богатствами. Особым проявлением гордости является то, что называют богооставленностью. Тягостность богооставленности для человека свидетельствует о том, что в основе ее лежит качество отрицательное, по сути претендующее на постоянное ощущение Божьего присутствия, для которого человек считает себя достаточно безгрешным.

А то, что означают словом “богоискательство”, означает не что иное, как притязание на святость без предшествующих ей трудов покаяния, злострадания и послушания.

В повседневных, бытовых отношениях гордость проявляется неспособностью человека произносить слова “спасибо, извините, пожалуйста”, проявляется неспособностью человека просить о помощи, признать свою худость, признать свою неспособность сделать что-либо хорошее, полезное. В этих случаях человек рассказывает о своих затруднениях, ожидая, что ему предложат помощь без его просьбы о ней; признает худость того или иного поступка, но не попросит за него прощения; будет всячески уклоняться от непосильного хорошего дела, но не признает свою неспособность к нему. С другой стороны, гордому человеку трудно принимать оплату за выполненную им работу или оказанную помощь, поскольку в этом случае он перестает быть источником блага. Этот же человек будет искать возможность заплатить за оказанные им услуги просто потому, что, приняв чью-то помощь бесплатно, он тут же перестанет быть источником блага для самого себя.

Святые отцы говорят, что гордость – это неблагодарность. И действительно, если человек получает что-либо от окружающих или с их участием, то гордый говорит в себе “вот, какой я молодец, как много добился я от людей”, а благодарный – “вот какие хорошие люди, спасибо им за помощь, поддержку и участие”. Поэтому можно без малейшего сомнения сказать, что любые проявления неблагодарности по отношению к Богу или к людям являются, по сути своей, воплощением гордости.

Достаточно характерным для гордости является желание высказать порицание, охуждение или осуждение тех, к кому гордый человек вынужден обратиться за помощью или советом. Это порицание выражено тем заметнее, чем большая польза получена от помощи или совета. Имеет целью умаление человеческой ценности того, к кому обращались за советом и, как правило, к данному совету или оказанной помощи отношения не имеет.

Забота о животных, имеющая целью создать для птичек, кошек и собачек “райские” условия существования также является проявлением гордости у малоодаренных личностей. Желание видеть своих детей безупречными и занимающими высокое положение не имеет ничего общего с любовью к детям и заботой о них, а является желанием видеть себя породившим нечто безукоризненное и совершенное.

Вообще же любые проявления гордости тяготеют к внешнему миру, к громадности замыслов и дел, к произведению впечатления или на окружающих или хоть на самого себя в собственных мечтаниях.

Во внутреннем мире гордость сопровождается ощущением тягостности и беспокойства, если человек не в состоянии кого-то облагодетельствовать, что-то улучшить, вынужден быть кому-то благодарным.

На древе греха гордость занимает место ствола.

Для окружающих чья-либо гордость может быть лестной из-за приобщения к великости, или раздражающей, если ущемляются своекорыстные интересы. Самостоятельной причиной какой-либо телесной болезни гордость не является, но ее порождения (грехи), являются причиной как всех мыслимых душевных и телесных болезней, так и душевной и телесной смерти. Довольно часто, особенно в среде “патриотов”, приходится сталкиваться с безапелляционным заявлением о том, что плоха – гордыня, а гордость – это хорошо. Такое утверждение объяснимо либо желанием сохранить за собой право быть гордым, либо утратой чувства русского языка в результате отказа от русского (православного) отношения к жизни. Если следовать их логике, то из двух слов – святость и святыня – одно должно обладать положительным, а другое – отрицательным значением. На самом же деле одним словом обозначается качество или свойство, а другим – его исчерпывающее воплощение или олицетворение (ср. твердость – твердыня, пустота – пустыня, доброта – Добрыня).

Противостоять гордости, учитывая, что она из себя представляет, правильнее всего признавая себя причиной и источником всего плохого, что есть как в тебе, так и в природе, и в жизни общества. Оборотной стороной гордости можно считать отчаяние, которое отличается от безнадежия (порождаемого самонадеянностью), тем, что самонадеянный человек ищет способы разрешения своих проблем, пусть сам, но во внешнем мире. А гордый – только в себе и все, происходящее из вне (не от него) гордым отвергается. Он отвергает чаяние, отходит от чаяния, предается отчаянию.

Смирение – потребность относиться мирно (с внутренним миром), без враждебности не только к обстоятельствам и людям приятным или не оказывающим на тебя влияния, но и к враждебным тебе. Отличать от терпимости, робости, потакания, попустительства. Обязывает человека использовать и душевные и телесные силы для защиты Родины, угнетаемых и обижаемых, для любых иных противодействий злу не по пристрастию, а по заповеди, сожалея о врагах, но не щадя зло. Можно и должно мириться с тем, что люди заблуждаются и в результате этого враждуют, но не должно мириться с заблуждениями; должно смириться с тем, что люди, как и мы сами, грешны, но не с грехами.

Смирение – это, по-видимому, одно из немногих качеств, не состоящее полностью в произволении человека (как и целомудрие, благоговение и ряд других). Это, скорее, не качество, а состояние, к которому человека приводит жизнь, но не помимо его воли.

Каждый может способствовать приближению этого состояния если, смиряясь непроизвольно, запоминает расположение души в состоянии невольного смирения, а в последующем, уже произвольно, пытается воспроизвести это расположение вне смиряющих бед и скорбей. Способствует этому деланию постоянная память о поведении или поступках, результаты которых изменить или исправить собственными усилиями уже невозможно (память о греховном поведении или отдельных поступках) и связанные с этим самоукорения и сокрушения. Последнее сначала, когда слабо выражено, может носить форму сожаления о содеянном.

Сожалению (сокрушению) о недолжном, о грехе необходимо, но, быть может, незаметно, всегда сопутствует потребность в добродетели. Сожаление человека о том, что он недостаточно хорош, качественно отличается от сожаления о своей худости. Гордость притязает на праведность и святость, а смирение ищет возможности увидеть свои грехи и противостать им с Божией помощью.

Гурьев Н.Д., "Страсти и их воплощение в болезнях (соматических и нервно-психических)"
http://www.pravoslavievbytu.ru/strasti.php

3

Дерево греха

http://www.pravoslavievbytu.ru/pics/drevo.jpgКлик по картинке откроет ее полностью

Какие-то качества на этом дереве мы привыкли считать за доблесть. Прежде, чем следовать привычке, есть смысл узнать и другую точку зрения здесь: http://www.pravoslavievbytu.ru/strasti.php А потом уже самостоятельно решить.


Вы здесь » Видеть... » Любые разговоры » Гордыня изменила Люцифера